Принудительная эвакуация при ЧС в РФ
Мало кто знает, но с 1 июня 2021 года в законную силу вступил государственный стандарт эвакуации при чрезвычайной ситуации. Под это дело как-то очень тихо и незаметно Государственная Дума в первом чтении одобрила поправки к закону «О чрезвычайных ситуациях». Естественно, в итоге они будут приняты. Это вопрос скорее времени и небольшой технической работы самой Государственной Думы.
Материалы для статьи использовались с использованием литературы: https://stroyurist.ru/blog/kak-poluchit-litsenziyu-mchs/
Что же хотели сделать этими поправками и новым госстандартом? Безусловно, хотели позаботиться о гражданах России, и в первую очередь о работниках службы МЧС. Они жаловались на то, что люди отказывались эвакуироваться из опасных районов, например, в случае паводков или лесных пожаров. В итоге кто-то погибал, а к кому-то вынуждены были на вертолётах доставлять провизию, предметы первой необходимости, потому что они продолжали жить в своих домах. Люди попросту боялись оставлять скотину и имущество. Жили там всю жизнь, не хотели менять место жительства. И решили справиться с последствиями чрезвычайной ситуации самостоятельно. И, естественно, они боялись мародеров. Сотрудники МЧС очень хотели, чтобы им больше не приходилось уговаривать людей. А у них было именно такое право, вести разъяснительную работу о необходимости эвакуации.
И теперь фактически им разрешают эвакуировать людей принудительно.
Что же фактически говорят нам поправки, которые почти наверняка будут приняты во втором и в третьем чтении, а также новый Госстандарт? Сам процесс эвакуации теперь считается принудительным мероприятием. Хочешь, не хочешь, но как только по радио или через громкоговоритель прозвучало сообщение о том, что на данной территории, где вы проживаете, имеется (внимание) всего лишь угроза чрезвычайной ситуации, вы обязаны эвакуироваться по инструкциям предложенным вам государством. Государство предложит вам пройти в конкретный эвакуационный пункт. Выбирать его вы не вправе.
Естественно, существуют машины, поезда и самолёты, которые будут туда доставлять, но также предусмотрены и пешие колонны. Если вдруг вам доведется пойти пешей колонной, то отдыхать вы будете 15 минут каждые 2 часа. А потом ещё для полного счастья полтора часа большого длительного отдыха для того, чтобы отставшие люди в конце концов смогли вас догнать. На 1000 человек в таком эвакуационном пункте будет 10 койко-место в больнице и всего лишь 7 банных мест. Согласитесь, для Российской Федерации с учётом её исторического прошлого хождение людей в непонятных колонах с тяжелыми условиями для отдыха и проживания, вызывает множество вопросов. Если вы покопаетесь в сети интернет, то найдёте очень много аналогий.
Нас лично пугает не аналогия с колоннами, а больше сам факт включения формулировки не конкретного региона, где уже установлен режим чрезвычайной ситуации, а сам факт угрозы.
Кто же будет решать есть угроза чрезвычайной ситуации или нет? Решать это будут чиновники Правительства Российской Федерации и местная администрация. Безусловно, это их компетенция и оспаривать это не имеет смысла.
Но давайте вдумаемся, на основании чего они будут делать выводы о наличии той или иной угрозы? До сих пор человечество не может до конца предугадать и предсказать, когда, где и какой силы будет землетрясение. Мы не можем чётко установить, как именно и в каком объёме разольётся река после весенних паводков.
Каким же тогда образом мы будем определять точно и чётко, что сейчас в этом регионе есть реальная и опасная угроза возникновения чрезвычайной ситуации? Это тот вопрос, который у нас в голове остается абсолютно открытым. Ведь государство не обещает сохранить ваши дома, охранять в условиях выезда на эвакуацию ваше имущество. И, естественно, никто не позаботится о ваших домашних питомцах. Мы не говорим даже о скотине, элементарно о собаках и кошках, которых никто в эвакуационный пункт не возьмёт.
Ну как же тогда жить и что же с нашими правами человек? По сути, если мы задумаемся, то нас ограничивают в праве на передвижение, в праве на распоряжение своим имуществом, иметь в частной собственности жильё, право на жизнь нашу то же ограничивают. И больше вопросов, чем ответов.
Давайте предположим, что всё это принято, всё это уже работает и случилось непредвиденное. А именно кого-то эвакуировали и из-за этого нанесен вред. Безусловно, Европейский суд по правам человека при поступлении к нему такого дела начнёт задаваться следующими вопросами.
Первое. Насколько законно вообще подобное вмешательство государства? Насколько вообще законно, что приедет полиция, если я не хочу уезжать из собственного дома под угрозой чрезвычайной ситуации, выцепит меня из дома, посадят на 15 суток, дадут штраф, а ещё потом и оставят в этом эвакуационном пункте? Европейский суд по правам человека почти наверняка подтвердит, что требование законно, поскольку есть нормы в российском законодательстве.
Второе. Необходимо ли это вмешательство в условиях демократического общества? И здесь в данной ситуации будет важен контекст. Если мы с вами вспомним пандемию 2020 года и первую волну коронавируса в Европе, то там были меры очень и очень жёсткие. И целом государства и Европейский союз признали возможность подобного рода вмешательства в жизнь конкретных граждан, и в том числе ограничения на право передвижения в условиях развивающейся пандами.
И третье, что будет оценивать обязательно Европейский суд. Это конкретные неблагоприятные последствия, которое нанесло подобное вмешательство конкретному заявителю по этой жалобе. И, естественно, контекст здесь будет ещё более важным, чем во втором пункте, во вторых условиях.
Можно бесконечно ругать Россию, говорить о том, что у нас закручиваются гайки. Но давайте на секундочку посмотрим, что же в продвинутой Европе и не менее продвинутых Соединённых Штатах Америки.
Если вспомните, то США некоторое время назад потряхивало от урагана «Катрина». Последствия были колоссальные. И вот именно тогда правительство США столкнулось с этими юридическими проблемами. Люди не желали верить, что этот ураган, который уже зародился в недрах океана, идёт к ним и повредит их домам. Потому что предупреждали жителей очень отдалённых от моря населённых пунктов и они оставались у себя. Погибли сотни тысяч людей. К сожалению, в данной ситуации Соединённые Штаты Америки не смогли справиться с этой историей. На уровне штатов, на уровне местного руководства выдавались срочные и спешные постановления о принудительном вывозе людей. И это происходило уже под конец самого урагана. И сейчас это законодательство у них модифицировано.
Безусловно, сейчас в Соединенных Штатах действует специальное программное обеспечение, благодаря которому каждый человек может зайти в карту, посмотреть, где идёт распространение стихийного бедствия, посмотреть какие есть населённые пункты реально помогающие и ожидающие вашего прихода. Вы можете туда явиться самостоятельно, выбрав любой из них, в отличие от Российской Федерации. Но там не приветствуются домашние животные. Вы должны о них сами позаботиться.
Если мы говорим с вами о нормах европейских и Европейского Союза, то сразу подчеркнём, что они у них с каждым днём ужесточаются всё больше и больше. Последнее ужесточение прошло в мае 2021 года. И направленно всё больше на то, чтобы люди фактически имели нужное финансирования для того, чтобы защитить их от неблагоприятных последствий, в том числе пандемии Covid-19.
Безусловно, туда были заброшены большие ресурсы. Эти международные документы, которые последними принимал Евросоюз, касаются именно перераспределения финансирования. Но что интересно. В отличие от Российской Федерации, где эвакуировать и спасать хотят исключительно только людей, в Евросоюзе предусмотрена ещё возможность охраны животных. А также забота об объектах достопримечательностей, культурного наследия и исторических ценностях.